Отношения с температурой бывают не менее запутанными, чем с парочкой любовников. Кто-то немедленно готовится умирать, увидев на градуснике всего лишь 37,2, другой и глазом не поведет, обнаружив 35,9. Почему мы привыкли танцевать вокруг священной цифры в 36,6 градуса Цельсия? И может ли современное diversity проявляться в таком интимном вопросе, как температура тела, разделяя белорусов на «горячих» и «холодных» от природы? На вопросы Onlíner отвечает врач-терапевт Людмила Шатило. Спецпроект с медицинским центром «Кравира» и рубрика «Доктор, это точно?» продолжаются.
Сразу скажу, что нормальная температура — это не только 36,6. Цифру 36,6 вывели как среднюю после масштабных исследований еще в 19-м веке. Взяли несколько тысяч человек, измерили каждому температуру и получили усредненное значение.
Сейчас медицина считает нормальной температуру от 35,5 до 37,2. Более того, средняя температура с каждым годом незначительно падает. В современных исследованиях она равняется примерно 36,3. Почему так произошло? Почему человечество «подостыло» (улыбается. — Прим. Onlíner)? По сравнению с 19-м веком улучшились питание, одежда, условия жизни, защита от инфекций… Поменялся климат — и это тоже повлияло на нас.
При классическом измерении температуры — под мышкой — она будет чуть ниже, чем, например, во рту или в прямой кишке. Кстати, градусник под мышкой нужно держать 7—10 минут, не меньше. И всегда внимательно читать инструкцию. На мой взгляд, нет разницы, используете вы ртутный термометр или электронный. Но нужно понимать, что электронные градусники предназначены для измерения температуры в прямой кишке или во рту. Чтобы результат был точным, наконечник должен плотно прилегать к телу. Но у нас, в Беларуси, этот метод не прижился. Никто не измеряет температуру электронным градусником во рту или в прямой кишке. Поэтому, если вы по старинке кладете электронный термометр под мышку, нужно подождать пять минут после звукового сигнала. Не убирать его сразу. И подмышка обязательно должна быть сухой, иначе результат будет заниженным.
Ртутных термометров скоро не станет. Потому что Беларусь подписала Минаматскую конвенцию о ртути и должна ее ратифицировать. Это означает, что использовать изделия и продукты, содержащие ртуть, в том числе термометры, будет нельзя. Со временем они исчезнут из продажи, и белорусам нужно быть к этому морально готовыми (улыбается. — Прим. Onlíner).
В течение дня температура у здорового человека может меняться примерно на градус — и это нормально. Обычно ранним утром, с четырех до шести, она самая низкая, а вечером, с пяти до девяти, — самая высокая. Многое зависит от образа жизни, одежды, работы в офисе либо на открытом воздухе и даже фазы менструального цикла. Повышенная температура обычно означает инфекцию, но не всегда. Например, при интенсивной спортивной тренировке в душном помещении температура может повышаться до 41 градуса. Сюда же — стрессовые ситуации. Температура порой повышается во время плача или после кошмарных сновидений, у студентов — во время сессии.
У многих есть идея, что температуру сбивать не стоит, ведь жар помогает иммунной системе бороться с инфекцией. С одной стороны, повышенная температура — это действительно защитная реакция организма: вырабатываются антитела и интерферон, повышается фагоцитоз. Вирусы и бактерии гибнут в таких условиях. С другой стороны, нужно что-то делать, если температура 38 и выше. Ведь при 41 градусе начнется денатурация, то есть разрушение белков.
Моя позиция: не стоит доставать из аптечки жаропонижающие и — тем более! — антибиотики при незначительном повышении температуры, от 37 до 38. Сначала лучше попробовать простые методы вроде обильного питья и отдыха. Конечно, бывают ситуации, когда человек и с 37,5 очень плохо себя чувствует. Тогда уместно будет принять парацетамол, ибупрофен или ацетилсалициловую кислоту. Антибиотики нельзя принимать без назначения врача даже при высокой температуре. Кто-то рассуждает: «Я выпил антибиотик — и помогло!» Да, случайно помогло, если причина плохого самочувствия — ангина, синусит или пневмония. Температура будет снижаться, но не потому, что антибиотик сбивает ее, а потому, что он подействовал на инфекцию.
Что касается пониженной температуры, она бывает патологической — ниже 35 градусов и условно нормальной — 35,5 или 36, когда пациент чувствует себя прекрасно. В конце концов, есть индивидуальные температурные нормы для каждого человека. Они устанавливаются в течение жизни, годам к двадцати или чуть раньше. Поэтому нужно отталкиваться от своей обычной температуры. Для кого-то 35,9 — это норма. Но если температура снижена на один-два градуса долгое время и человек плохо себя чувствует, то нужно обязательно обратиться к врачу. Причина может быть, например, в сахарном диабете, нарушении работы щитовидной железы, травме позвоночника, депрессии, последствиях инсульта, нехватке витаминов, железа… Или же — в банальном переутомлении, переохлаждении. Иногда низкая температура бывает во время выздоровления после инфекций, в том числе коронавирусной. Если температура ниже 32 — это критическое состояние, нужно вызывать скорую.
Пациентам, которые пытаются симулировать высокую температуру, чтобы получить больничный, скажу сразу: не обольщайтесь, обхитрить терапевта не получится. Все способы: принять йод, натереть подмышки, прийти с собственным градусником, пробежать несколько километров — давно известны. Опытный врач их быстро раскусит.