psychoterapevt_minsk
psychoterapevt_minsk

Надо ли бояться детского психотерапевта и психиатра?

«Не дай мне бог сойти с ума! Нет, лучше посох и сума!.. » (А.С. Пушкин).

Почему же, несмотря на то, что мы живем в XXI веке, родители боятся в трудной ситуации обратиться к психотерапевту или психиатру?

Причиной страха является тот исторический факт, что в Советском Союзе психиатрическая система использовалась как один из карающих факторов в борьбе с инакомыслием. К счастью, времена меняются, а с ними изменились и законы, регламентирующие отношения психиатрической системы и пациентов.

Очень часто после окончания консультации у детского психи­атра можно наблюдать такую ситуацию: мама ребенка с облегчением говорит примерно следующее: «Как хорошо, что я все-таки решилась прийти на консультацию! Я чувствую такое облегчение! Сейчас я понимаю, что ничего ужасного с моим ребенком не происходит, и представляю, чем и как я могу ему помочь». На вопрос о том, чего же она боялась, мама обычно взволнованно рассказывает, что обратиться к психиатру она боялась, потому что она когда-то слышала от окружающих, что визит к психиатру заканчивается обязательной «постановкой на учет», что об этом сообщают в школу и что на всю жизнь ребенок останется с «клеймом»!

Очень часто родителей, чей ребенок нуждается в проведении психотерапии, волнует вопрос о тех методах, которые будет использовать психотерапевт: не будет ли нанесен вред психике ребенка, ведь он уже и так имеет проблемы?

Так уж сложилось, что люди, не связанные профессионально с медициной и психологией, чаще всего не знают никаких других способов психотерапевтического воздействия, кроме гипноза.

Поэтому особенно часто родители задают вопрос о применении гипноза, считая его опасным методом, особенно для детей. Возможно, такое отношение к гипнозу связано с бессознательным страхом оказаться в ситуации, когда человеку навязывается чужая воля и он становится игрушкой в чьих-то руках.

В настоящее время психотерапевты и психологи в работе с детьми ис­пользуют современные методы воздействия, которые отличаются высокой эффективностью и безопас­ностью. Это и игровые методики, и специальные ле­чебные сказки, и истории, которые рассказываются врачом или сочиняются самим ребенком с помощью врача, и методы так называемой арттерапии (лечение искусством), и методы, использующие воображение.

Хотелось бы еще подчеркнуть, что психотерапевти­ческие занятия оказались очень эффективны при лечении у детей так называемых  психосоматических за­болеваний, которые возникают при чрезмерном хро­ническом стрессе у детей. Это: хронический гастрит,  дискинезия желчевыводящих путей, язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки,  вегетососудистая дистония,  некоторые виды бронхиальной астмы,  аллергии,  некоторые заболевания кожи и многие другие  невротические  проявления.

Материал подготовила врач-психотерапевт высшей категории Третьяк Инна Геннадьевна